Вопросы к реферату по истории искусств

Искусство Средних веков Раннехристианское искусство II-III вв.

  1. Фрески катакомб: Фрески в Дура Европос. Сложение христианской символики и иконографии. IV - VII вв.
  2. Раннехристианская базилика, ее происхождение, форма и конструкция. Римские базилики — собор Сан-Пьетро, церковь Санта Мария Маджоре и др. Центрические сооружения Рима (мавзолей — Санта Констанца и др.) и Равенны (мавзолей Галлы Плацидии и др.).
  3. Монументальные росписи в первых христианских храмах Рима и Равенны. Мозаики мавзолея Санта Констанца, в апсиде церкви Сайта Пуденциана, церкви Санта Мария Маджоре, мозаики церкви Сант-Аньезе и мавзолея Галлы Плацидии.
  4. Искусство Византийской империи V-IX вв.

  5. Архитектура V-VII вв. Эволюция типов храма (базиликального и центрического) и сложение крестово-купольной системы в средневековом зодчестве, ее зарождение и эволюция. Символика архитектурных форм. Базилики Равенны. Купольные центрические постройки — храм Сергии и Вакха в Константинополе, Сан-Витале в Равенне. Собор Софии в Кон­стантинополе.
  6. Шабушева Е. Собор Св.Софии в Константинополе. Анализ композиции, новизна и смелость конструктивного и пространственного решения, декоративное убранство.
  7. Монументальная живопись. Ангелы "силы небесные" из церкви Успения в Никее. Мозаики равеннских храмов — Сант Аполинаре Нуово. Сант Аполинаре ин Классис. Сан-Витале. Консульские диптихи из слоно­вой кости. Две створки диптихов со сценами травли зверей (собрание Эр­митажа).
  8. Движение иконоборчества и его отражение в византийском искус­стве VIII начала IX вв. Отражение борьбы иконоборцев и иконопочита­телей в миниатюрах Хлудовской Псалтири (Государственный Историче­ский Музей в Москве). Система иллюминации византийской книги-кодекса. X-XII вв.
  9. Спицын Н. Памятники монументальной живописи. Мозаики собора Св.Со­фии. Мозаики монастыря в Дафни близ Афин, монастыря Св. Луки в Фокиде, монастыря Нерези в Македонии.
  10. Паршин А. Памятники Византийского искусства в Италии. Центры Сицилия и Венеция. Собор Сан Марко в Венеции. Собор в Чефалу (Сицилия). Мозаики Палатинской капеллы в Палермо и собора в Торчелло.
  11. Византийская станковая живопись. Иконы. "Сергий и Вакх" (Киев, музей Западного и Восточного искусства) — ранняя икона. "Владимирская Богоматерь" (Москва, Государственная Третьяковская Галерея), "Григорий Великий чудотворец" Петербург, Эрмитаж).
  12. Искусство Византийской империи XIII- XV вв.

  13. Понятие "палеологовского Ренессанса". Фрески церкви Пантанассы в монастыре Мистры. Иконы XIII-XIV вв.: "12 апостолов" (Москва), "Пантакратор", "Троица" (Эрмитаж). Мозаичные Складни из слоновой кости с рельефными изображениями двунадесятых праздников.
  14. Западноевропейское искусство V-X вв. (дороманский период).

  15. Возникновение варварских королевств и их христианизация. "Полихромный стиль". Искусство Италии при остготах и лангобардах. Мавзолей Теодориха в Равенне. Фибула из Чезены. Корона королевы Теодолинды. Искусство вестготской Испании. Вотивные короны из Гварразары (V в.).
  16. Искусство Франции во времена династии Меровингов. Рельефы саркофагов (из крипты 1 монастыря Сен-Поль в Жуаре и др.).
  17. Лимина А. Англо-ирландская книжная миниатюра, "книга из Дурроу" (Дублин, библиотека колледжа), "Евангелие из Эхтернаха" (Париж, Национальная библиотека).
  18. Находки из захоронения норвежской королевы Осе в корабле (Осеберг. Скандинавия, IX в.).
  19. Коронование Карла в Риме 800г. Искусство Каролингской империи франков. Термин "Каролингский Ренессанс". Капелла пфальца Карла Великого в Аахене. Монастырь в Лорше — ворота с надвратным залом.
  20. Расцвет книжной миниатюры. Придворные и монастырские скриптории. "Евангелие Годескалька" (Париж, Национальная библиотека). "Евангелие Карла Великого" (из Вены или Аахена). "Утрехтская Псалтырь (Утрехт, библиотека Университета). Большие иллюстрированные Библии "Турской школы". "Евангелие Лотаря" (Париж), сцена поднесения книги Карлу Лысому в "Библии Вивьена" (Париж, Национальная библиотека).
  21. Пластика из слоновой кости. Бронзовая конная статуэтка Карла дикого из Метца (Лувр). Статуя Св. Веры в Конке.
  22. Искусство Германии во временя Оттоновской империи (возникновение — 962г.) Понятие "Оттоновского Ренессанса". Идея объединения политической и церковной власти и ее отражение в проблеме "вестьерка" церковном зодчестве. Церковь Кириака в Гернроде. Росписи церкви Георгия в Оберцелле в монастыре на острове Рейхенау на Боденском озере.
  23. Книжная миниатюра: "Кодекс Эгберта" (Трир, Муниципальная библиотека), "Кодекс Св. Григория" (музей в Шантийи). Бронзовые двери Гильдесгеймского собора Св. Михаила. Колонна епископа Бернварда.
  24. Романское искусство XI — XII вв.

  25. Архитектура Франции Х1-ХП вв. Разнообразие типов конструкций, композиций и декорировки романских храмов Франции. Формирование романского зодчества, возведение свода в центральном нефе: церковь Сен-Мартен-дю-Канигу, церковь Сен-Филибер в Тюрню (Бургундия), церковь Сен-Савен-сюр-Гартан (Пуату). Тип храма на путях паломничеств: цер­ковь Сен-Мартен в Туре. Появление деамбулатория и венца капелл: цер­ковь Сен-Сернен в Тулузе, церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Kneрмон-Ферране. Зальная церковь без эмпор: Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье. Тип базиликальной церкви с низкими боковыми нефами: Сан-Трофим в Арле (Прованс). Богатый скульптурный декор: собор Сен-Лазар в Отэне, Сен-Мадлен в Везле (Бургундия). Купольные церкви: Сен-Фрон в Периге, Сен-Пьер в Ангулеме.
  26. Скульптура и монументальная живопись в романских храмах Франции. Каменные рельефы. Расцвет монументальной скульптуры в первой трети XII в. Композиции в тимпанах. Апокалиптическое видение в портале аббатства Сен-Пьер в Муассаке. "Страшный суд" церкви в Больс. "Христос во славе" и "Вознесение" на фасаде церкви Сен-Сернен в Тулузе. "Страшный суд" портала собора Сен-Лазар в Отоне и "Сошествие Св. Духа" в тимпане церкви аббатства Сен-Мадлен в Везле — единство замысла скульптурного ансамбля. Скульптурный декор фасадов церкви Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье и Сен-Пьер в Ангулеме. Капители церкви Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферр анс и др. Близость к античной традиции в скульптуре Прованса: церковь Сен-Трофим в Арле. Переходный характер скульптуры Иль-де-Франса: аббатство Сен-Дени и "Королевский портал" собора в Шартре.
  27. Распространение фресковых росписей в романских храмах Франции. Иконографическая программа расположения композиций в храме. Фрески церкви Сен-Савен-сюр-Гартан.
  28. Настенные вышитые ковры, их применение в XI-XII вв. и связь с монументальной живописью. Ковер из Байе (собор в Байе) с изображением норманнского завоевания Англии, осады замка Динан.
  29. Тип храма романского периода и его региональные варианты.

  30. Своеобразие черт романских храмов Франции, Германии, Италии, Англии. Тип храма на путях паломничеств (церковь Сен-Мартен в Туре, собор Сантьяго де Компостелла в Испании и др.). Композиция храмов Оверни (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране). Пример зальной церкви без эмпор (на западе Франции Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье). В Провансе — тип базилики с низкими боковыми нефами (церковь Трофим в Арле). Применение стрельчатой арки в архитектуре Бургундии (значение церкви Клюнийского аббатства). Купольные церкви (на западе Франции — церковь Сек-Фрон в Периге).
  31. Тип "имперских соборов" в Германии (Шпейер, Майнц, Вормс) с двойной ориентацией. "Связанная система" сводчатых перекрытий, церковь Марии монастыря Лаах в Германии. Позднероманские соборы в Бамберге, Наумбурге. Устойчивость романских черт в Германии.
  32. Власова Е. Италия. Инкрустационный стиль в архитектуре Флоренции (церковь Сан Миньято аль Монте, ансамбль в Пизе — собор, баптистерий и башня. Архитектура Проторенессанса в Италиию.
  33. Особенности композиции архитектурных масс английских храмов (собор в Или и др.). Стойкость средневековых традиций в архитектуре Англии (поздняя "пламенеющая" готика).
  34. Искусство Германии романского периода. Архитектурная школа Хирсау. Церковь в Алъпирсбахе. "Имперские соборы" в Шпейере, Майнце, Вормсе с двойной ориентацией. "Связанная система". Монастырская церковь Мариа Лаах. Позднероманские соборы Бамберга, Наумбурга.
  35. В скульптуре — преобладание изделий из дерева, бронзы и штука в интерьерах церквей. Надгробие Рудольфа Швабского в Мерзебурге. "Строгий стиль" в монастырской скульптуре второй четверти XII в.: бронзовое надгробие архиепископа Фридриха фон Ееттин в Магдебургском соборе.
  36. Немецкие "Триумфальные распятия" ("Распятие Имерварда" в Брауншвейгском соборе). Деревянный пульт с фигурами евангелистов из денштадта. "Вольфрам" — бронзовый светильник собора в Эрфурте. Статуя льва из Брауншвейга — редкий пример светского монументального искусства. Преодоление "строгого стиля" в конце XII — начале XIII вв. Первая скульптурная мастерская Бамбергского собора — спорящие апостолы и пророки на ограде хор.; Св. Георгия.
  37. Гражданское зодчество средневековья.

  38. Донжон. Замки феодалов: Вильгельма Завоевателя — Тауэр (Лондон), графов Фландрских в Тенге (Нидерланды), Альбрехта в Мейсене (Германия), Шато-Гайяр (Франция).
  39. Готический период. Королевские замки Франции. — Лувр. Бастилия. Замки rjpuora Беррийского в Пуатье. Изображения позднеготических французских замков в "Богатейшем Часослове герцога Беррийского (музей Кондэ в Шантийи). Замок Карлштейн в Чраге. Замок Виндзор (Англия).
  40. Заводский С. Средневековый город. Фахверковое городское строительство, купеческих гильдий. Дол Жака Кера в Бурже (Франция). Ратуши: в Брюгге (Нидерланды), Флоренции (Палаццо Веккьо— архитектор Арнольфо ди Камбио). Палаццо дожей и Ка д'Оро на Большом канале в Венеции. Колледжи в Оксфорде и Кембридже (Англия). Карлов мост в Праге.
  41. Искусство готики XII - XIV вв.

  42. Архитектура готических соборов Франции. Рождение готических форм во второй половине XII в. Значение аббатства Сен-Дени. Городские соборы ранней готики — в Лане и Париже.
  43. Санёва Ю. Зрелая готика — соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, Сент-Шапель в Париже.
  44. Поздняя (пламенеющая) готика — собор з Руане.
  45. Крылова И. Скульптура и витраж в готических соборах Франции. Система скульптурного декора готического собора. Этапы развития скульптуры (первая половина XIII в., вторая половина XIII в., XIV в.). Скульптура со­бора Парижской Богоматери, ее судьба. Находка фрагментов порталг ко­ролей в 1977 г . Скульптура собора в Шартре: "Св. Мартин, Иеронлм и Григорий" и др. Скульптура собора в Амьене: попарная группировка статуй в сцене "священной беседы". Скульптура Рейнского собора: "Посещение Марией Елизаветы", статуи "Церкви" и "Синагога", "галерея королей" и др.
  46. Портрет в скульптуре XIV в. Статуи Карла V и Жанны Бурбонской (Лувр), Канны Булонской в парадном зале дворца Жана де Берри в замке Пуатье.
  47. Игнашина А. Витраж. Расцвет в XIII в. Окна готических соборов и учение псевдо-Дионисия Ареолагита о божественном свете. Технология. Композиции в медальонах, в розах. Витражи Шартра: "История Карла Великого", "История Богоматери", изображения ремесленников. Витражи Сент-Шапель. Витражи XIV в. в манере гризайль (собор Страсбурга).
  48. Книжная миниатюра Франции готического периода. Эволюция на протяжении XIII — начала XV вв, "Бельвильский Бревиарий" (Нацио­нальная библиотека, Париж) из мастерской Жана Пюсселя (изображение так называемых дролери). "Часослов мастера Бусико" (Парижская школа на рубеже XIV-XV вв.). "Богатейший Часослов герцога Беррийского" (Шантийи) братьев Лимбург (изображения современных замков, пейзажей и портретов в календарных миниатюрах).
  49. Памятники готики в Германии и Чехии. Своеобразие черт культо­вой архитектуры (массивность стен, зальный тип, трехлепестковый хор) соборы Кельна, Страсбурга. Тип собора с одной башней на фасаде (соборы во Фрейбурге, в Ульме). Особенности скульптурного декора готических храмов в Германии. Скульптура собора в Страсбурге: рельефы тимпанов трансепта, статуи "Церкви" и "Синагога" и др.
  50. Скульптура собора в Бамберге: портал Адама с изображением императорской четы и обнаженных Адама и Евы. Бамбергский всадник (в интерьере). Скульптура собора в Магдебурге: "Мудрые и неразумные девы". Памятник императору Отгону I на площади перед зданием Ратуши в Магдебурге. Скульптура собора в Наумбурге: рельефы ограды западного хора с изображением "Страстей", статуи основателей церкви. Работы Наумбургского мастера — вершина немецкой готики.
  51. Иллюстрации "Рукописи Манессе" (библиотека Университета в Гейдельберге) — сборник песен миннезингеров.
  52. Прага — столица Германской империи во второй половине XIV в. Карлов мост в Праге. Замок Карлштейн (живопись мастера Теодориха). Собор Св. Вита (мастер Петер Парлерж): портретные бюсты в трифории собора. Связь живописи с искусством Проторенессанса в Италии. Раннее развитие станковой живописи в Чехии. Вышебродский алтарь (композиция Тождество"). Тржебоньский алтарь.
  53. Древнерусское искусство.

  54. Византийский канон христианского храма и православный русский собор. Духовно-нравственные идеи. отображенные в его конструкции и декоре.
  55. Соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде, Спасо-Преображение в Чернигове (сравнительный анализ).
  56. Формирование локальных архитектурных школ во второй половине XI — первой половине XIII вв. Киевская, Черниговская, Смоленская шко­лы.
  57. Архитектура и монументальная живопись Владимиро-Суздальсгого княжества во второй половине XI — первой половине XIII вв.
  58. Декоративное убранство Дмитровского собора во Владимире и Ге­оргиевского собора в Юрьеве-Польском.
  59. Новгородская и псковская архитектура и монументальная живо­пись во второй половине XI — первой половине XIII вв.
  60. Спасский собор Мирожского монастыря. Архитектурные особен­ности. Комплекс монументального фрескового убранства интерьера собо­ра.
  61. Щеголева О. Забуга Е. Памятники Старой Ладоги. Архитектура и фрески.
  62. Домонгольская икона, ее предназначение и обусловленные им особенности. Канон и его трансформация на русской почве.
  63. Домонгольская икона (основные иконографические типы образов).
  64. Домонгольская икона (истоки, техника и технология).
  65. Образ Богоматери в домонгольской русской иконе.
  66. Образ Христа в домонгольской русской иконе.
  67. Принципы оформления древнерусских иллюстрированных рукописей. XI -XII вв.: Осгромирово Евангелие, изборник Святослава, Мстиславово Евангелие; XV в.: Евангелие Кошки, Евангелие Хитрово (А. Рублёв), Морозовское Евангелие. Зарождение гравюры.
  68. Монголо-татарское разорение и его следы в судьбах памятников русской культуры и искусства. Сравнительный анализ путей развития ар­хитектуры и искусства северо-западных и срединных русских княжеств во второй половине XIII-XIV вв. Драматическое мировидение и искусство. Икона срединных русских княжеств в XIII — первой половине XIV вв.
  69. Расцвет новгородской и псковской архитектуры в XIII-XV вв.
  70. Вторая волна греческих влияний на развитие искусства Руси. Творчество Ф.Грека в Новгороде и Москве.
  71. Новгородская монументальная живопись X1V-XV вв.
  72. Новгородская икона XIII-XV вв. Особенности и динамика.
  73. Псковская икона XI1I-XV вв.
  74. Иконы "Чудо Георгия о Змие" из Государственного Русского Музея (сравнение).
  75. Куликовская битва и формирование оптимистического мировидения. Раннемосковская архитектура.
  76. Иконостас. Состав и символика.
  77. Феофан Грек и Андреи Рублёв. Трансформация идеи исихазма на русской почве и их отражение в иконе.
  78. Андрей Рублев и Сергий Радонежский. "Троица" А.Рублева.
  79. Формирование московского централизованного государства. укрепление Москвы и перестройка Кремля.
  80. Соборы Успения Богоматери во Владимире и Москве сравнительный анализ образной структуры.
  81. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля (1405 г., Ф.Грек, А.Рублев).
  82. Русская икона XV в. и творчество Дионисия.
  83. Распятие 1500 г. Дионисия из иконостаса Павлова-Обнорского монастыря.
  84. Комплекс фресок собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (Дионисий и его артель).
  85. Укрепление русского государства в XVI в. Монастырское и крепостное строительстве' на Руси XVI –XVII вв. (Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастырь, Ростовским и Московский Кремли и др.).
  86. Градостроительство на Руси в XVI в.
  87. Шатровый храм (художественно-образный строй, версии истоков, конструктивные и декоративные особенности).
  88. Воплощение идеи "Москва — третий Рим" в русской фреске и иконе XVI в.
  89. Житийная и "портретная" икона в XIV — XVI вв.
  90. Русская икона XVI в. Размывание канона и попытка запретить его в решениях Стоглавого собора. Переосмысление функций иконы и транс-формация художественного образа.
  91. Новое в иконографии русской иконы XVI в. Иконы-притчи.


Hosted by uCoz